Задание № 1.
Прочитайте имена, которые давались детям в Древней Руси до принятия христианства, а во многих местах и после. По каким признакам их давали?
Мальчики: Заика, Умник, Любим, Миляй, Сорока, Молчан, Кудряш, Одинец, Весняк.
Девочки: Забава, Красава, Снежана, Горислава, Малуша.
В основном имена давались по определенным признакам, характеризующим человека, таких как свойства характера, внешности, порядок рождения. Особый пласт имён представляли княжеские имена, преимущественно употребляемые в правящей верхушке (Всеволод, Владимир, Ярополк и др.)
Значение приведенных имен: Заика - заикается, Умник - умный, Любим - любимый, Миляй - милый, Сорока - излишне говорливый, Молчан - молчаливый, Кудряш - кудрявый, Одинец - вероятно, единственный у родителей, Весняк - весь в веснушках или родившийся весной, Забава - забавная, веселая, Красава - красивая, Снежана - «беляночка», светленькая, Горислава - яркая славой, горящая славой, Малуша - маленькая.
Задание № 2.
Заполните таблицу «Занятия сельских жителей Древней Руси».
населения |
Время года |
|
Лето |
Зима |
|
Мужчины |
Полевые работы, сенокос, скотоводство, бортничество, дом. хозяйство (отличия выражались в специализа ции сельского хозяйства) |
Дом. хозяйство, ремесла, охота, тор говля (при наличии излишков), а при подсечном земледелии еще и рубка леса |
Женщины |
Помогали мужчинам в поле, огород ничес-тво, животноводство (домашняя скотина), дом. хозяйство |
Дом. хозяйство, животноводство, тка чест-во |
Дети |
за младшими членами семьи, собира тельство (ягоды, грибы и т.д.) |
Помогали взрослым, присматривали за младшими членами семьи |
Задание № 3.
Отгадайте русские народные загадки об одежде.
1. Сижу верхом не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу - привечу. (Шапка) ;
2. По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел. (Порты) ;
3. Днем обручем, ночью змеей. (Пояс) .
Задание № 4.
Подпишите названия одежды, представленной на рисунках.
*примечание. Онучи - полоски ткани, которыми обматывали ногу ниже колена и в которые заправлялись порты. Онучи подвязывали к ноге веревочными или лыковыми оборами (на рисунке - это полоски черного цвета).
Найти картинку которая подходит под описание: рисунок, созданный Леонардо да Винчи примерно в 1490-92 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудамВитрувия, и помещённый в одном из его дневников. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют «каноническими пропорциями».
Рисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисунка 34,3×24,5 сантиметра. В настоящее время находится в коллекции галереи Академии в Венеции.
Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!
последовательности расшифруете головоломку, то прочтете высказывание Елизаветы 1. Запишите его, письменно Ответьте на вопросы. P.s. Мне бы хотя бы высказавание.
Перед вами рисунок необычного "забора".Под каждой его планкой в беспорядке разбросаны буквы и слоги.Если вы с учётом высоты планок в определённойпоследовательности расшифруете головоломку,то прочитаете высказывание Елизаветы 1.Запишите его,письменно ответьте на вопросы. Напишите пожалуйста.Очень надо.Только понятно!!!
Перед вами рисунок необычного забора. Под каждой его планкой в беспорядке разбросаны буквы и слоги. Если с учетом высоты планок в определеннойпоследовательности расшифруете головоломку, то прочтете слова русского летописца об этом событии. Запишите их, письменно ответьте на вопрос и выполните задание.
По горизонтали. 1. Народная героиня Франции. 2. Населенный пункт, возле которого в 1346 году французская армия потерпела поражение от англичан. 3.Герцогство во Франции, остававшееся в XIII-XIV веках английским владением. 5. Одна из династий, соперничавших за власть в Англии во время междоусобной войны. 7. Герцогство, последний правитель которого вел непримиримую борьбу с французским королем Людовиком XI. 9. Населенный пункт, возле которого в 1415 году англичане разбили французское войско. 10. Графство, которое вело торговлю с Англией в то время, когда его правители находились в вассальной зависимости от французского короля. 14. Город, в битве при котором потерпел поражение и погиб последний бургундский герцог. 17. Французское название новой культуры, обратившейся к античному наследию. 20. Фамилия предводителя крестьянского восстания в Англии. 22. Итальянский художник, темами творчества которого были евангельские сюжеты и деяния святого Франциска Ассизского. 23. Название эпидемии чумы, охватившей Европу в середине XIV века. 25. Фамилия изобретателя книгопечатания. 26. Одна из стран, противоборствовавших в самой долгой войне в мировой истории. 27. Отвоевание христианами территорий, захваченных арабами на Пиренейском полуострове. 29. Новая культура, зародившаяся и расцветшая в стране, обладающей богатым античным наследием. 33. Город, в сражении близ которого французы были разбиты англичанами в 1356 году, 34. Итальянский поэт, автор «Книги песен». 35. Родина культуры Возрождения. 36. Город во Франции, освобожденный войском во главе с народной героиней Франции. 37, Автор «Божественной комедии». 40. Титул наследника королевской; престола во Франции. 41. Итальянский художник, автор картины «Рождение Венеры». 42. Прозвание народной героини Франции, 43. Христианское государство на Пиренейском полуострове, трон которого перешел к принцессе Изабелле. По вертикали. 1. Название крестьянской войны во Франции. 4. Правительница христианского королевства на Пиренейском полуострове 6. Город-порт во Франции, остававшийся у англичан до середины XVI века. 8. Представители новой культуры, считавшие, что достоинство человека определяется не столько происхождением, сколько его моральными качествами и делами. 11. Новый жанр в живописи, возникший в конце XIV -- начале XV века. 12. Изобретение И. Гутенберга. 13. Страна, расположенная на Британских островах, союзница Франции в войне. 15. Название самой длительной войны в истории 16. Династия французских королей, начавшая править с XIV века боковая ветвь династии Капетингов. 18. Фамилия предводителя крестьянского восстания во Франции. 19. Последний бургундский герцог. 21. Одна из соперничающих династий в Англии во время междоусобной войны. 24. Цветок, ставший символом междоусобной войны в Англии. 28. Итальянский скульптор, создавший новый тип статуи. 30. Сосредоточение власти в объединенном государстве в руках одного правителя. 31. Принц одного из христианских государств на Пиренейском полуострове, вступивший в династический союз. 32. Итальянский архитектор, создатель купола Флорентийского собора. 38. Одна из стран-соперниц в самой длительной войне в истории 39. Автор «Декамерона».
Жанр:
В книге в увлекательной форме рассказывается о жилище, одежде, быте и нравах различных слоев русского общества, начиная с допетровского времени до конца XIX в. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Путешествие в историю русского быта читать онлайн, скачать
В крестьянской избе
В книге в увлекательной форме рассказывается о жилище, одежде, быте и нравах различных слоев русского общества, начиная с допетровского времени до
Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Оно состояло из холодных помещений - клети и сеней и теплого - избы с печью. Сени соединяли холодную клеть и теплую избу, хозяйственный двор и дом. В них крестьяне хранили свое добро, а в теплое время года спали. В доме обязательно был подклет, или подпол (т. е. то, что было под полом, под клетью). Это было холодное помещение, там хранили съестные припасы.
Русская изба состояла из горизонтально сложенных бревен - венцов, которые складывали друг на друга, вырубив по краям круглые углубления. В них-то и клали следующее бревно. Между бревнами для тепла прокладывали мох. Избы строили в старину из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.
Рубка углов избы: 1 - «в обло»; 2 - «в лапу»
Крышу делали покатой с двух сторон. Богатые крестьяне покрывали ее тоненькими дощечками из осины, которые скрепляли одну с другой. Бедняки же крыли свои дома соломой. Солому на крышу складывали рядами, начиная снизу. Каждый ряд привязывали к основе кровли лыком. Затем солому «счесывали» граблями и поливали жидкой глиной для прочности. Верх кровли прижимали тяжелым бревном, передний конец которого имел форму конской головы. Отсюда и пошло название конёк.
Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, которые появились в XVII в., опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы.
Изба на подклете 12-13 вв. Реконструкция
все фото из инета
Устный журнал «Быт и нравы Древней Руси».
Методы: используются игровые и информационные технологии. Игра направлена на знания об основных сферах жизни древнерусского общества. Используется воображаемое путешествие (по страницам устного журнала) по древнему городу, деревне.
Оборудование урока:
Компьютер
Проектор
Мультимедийная презентация
Карточки с заданиями
Предметы крестьянского быта из музея школы (ложки, самовар, прялка, веретено, лучина, чугунок, крынка, миска, рушник, лавка)
Цели урока
Образовательная - сформировать у учащихся представление о быте и нравах древних славян; познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой, утварью.
Развивающая - развивать устную речь, мышление, расширять кругозор знаний по истории отечества
Воспитательная: Воспитание у учащихся интереса к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа. Воспитывать умение слушать товарищей.
Развитие эмоциональной сферы учащихся за счет использования средств наглядности
Форма урока : устный журнал
Тип урока : комбинированный с использованием презентаций
Форма организации деятельности учащихся : работа в группах
Опережающие задания: подготовка информационных материалов к уроку.
План урока
1. Вступительное слово учителя
2. Организационный момент – формулирование темы, постановка целей, задач урока
3. Работа над новой темой урока - выступления учеников по группам
4. Работа с раздаточным материалом
5. Подведение итогов
Ход урока
Урок сопровождается презентацией.
Вступительное слово учителя: «Здравствуйте ребята!»
Сегодня мы с вами совершим путешествие в историю древнерусского быта – узнаем, как жили наши предки, во что одевались и как проводили праздники.
Я приглашаю вас в путешествие по страницам устного журнала «Быт и нравы Древней Руси». Устный журнал состоит из 3-х разделов: быт крестьян, быт горожан и быт бояр. После каждого раздела команды класса получат задания. Та, команда, которая быстро и верно справится с заданиями, окажется победительницей, а самые внимательные и активные участники получат высокие оценки за урок. Класс делится на три группы.
1 раздел устного журнала «Жизнь и быт крестьян».
Слово учителя – Давайте вспомним понятие быт и нравы
Быт - повседневная жизнь людей.
Нравы - повседневные отношения между людьми
Большая часть населения проживала в сельской местности. Люди распахивали поля, разводили скот, бортничали, охотились. Жили большими семьями. А сейчас давайте послушаем самих жителей деревень, и что они расскажут нам о своей жизни.
Выходят по очереди три ученика и рассказывают
а) о крестьянском хозяйстве
б) о крестьянской избе и ремеслах
в) о крестьянской одежде
А) В древние времена Русь покрывали густые леса. Освобождая землю от леса, крестьяне превращали ее в свою кормилицу. Из поколения в поколение передавали земледельцы секреты своего труда.
Начинался год в те времена весной, ведь именно весной крестьяне выходили на пахоту – когда земля была готова. Готовность земли определяли так: горсть земли сначала крепко сжимали в кулаке, а затем кулак разжимали. Если земля рассыпалась при падении, значит, готова для пахоты. Если падала комком – значит еще не готова. Сначала землю пахали сохой. После вспашки почву боронили, будто гребнем причесывая землю. Все культуры нужно было сеять в свое время. День сева был самым ответственным днем для крестьянина. Он в белой рубашке с лукошком, привязанном на груди, выходил в поле. Сеятель ходил по полю босым бросая в землю зерно. Сеяли пшено, рожь, овес. Рожь считалась самой надежной культурой, которая непременно даст урожай.
Наступало лето. Кто не любит лета! Но для крестьянина это было самой тяжелой порой. Главным событием летом в деревне считался сенокос. Начинали косить сено в день, когда отмечали праздник Ивана Купалы (конец июня), к тому времени трава уже вырастала высокой. Рано утром, пока еще не спала роса шли на покос:
Коси коса
Пока роса.
Роса долой,
Косец домой.
Сенокос продолжался дней двадцать или месяц. Затем траву сушили и делали большой стог, который крестьянин перевозил домой. Сенокос был тяжелым трудом, но молодежь сенокос любила, пели песни, шутили. На покос надевали лучшие рубахи и сарафаны.
К концу лета наступало время жатвы – убирали хлеб серпами и косами, это было очень тяжелым трудом. Недаром от страданий крестьянина, от его тяжелого труда появилось слово «страда».
Лучшее зерно, обработанное после жатвы оставалось на семена, среднее на прокорм семьи. Нецелое и раздавленное зерно на корм скоту.
Задание классу:
- Как вы думаете, что значит пословица - «И год хорош, если уродилась рожь».
От труда крестьянина зависела жизнь всей Руси, которую он обеспечивал хлебом. Именно поэтому труд хлебороба был делом почетным.
- Что значит выражение «Бить баклуши?»
Баклуши - деревянная чурка, из которой крестьяне делали разные мелкие изделия – ложки, чашки.и пр. Заготовить баклуши было самым простым делом, не требующей особой сноровки, и ее мог выполнить любой человек. Эта работа казалась такой простой, что со временем ее стали употреблять в значении - праздно проводить время.
Б) Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Оно состояло из холодного помещения – сеней и теплого – избы. В сенях крестьянин хранил все свое добро. Избы была деревянная из ели или сосны. Весь фасад дома покрывала резьба, которая считалась, охраняет от нечистой силы. Окна делали маленькими, чтобы света хватало только для работы. Эти окна закрывались дощечками или затягивались бычьими пузырями. Топили избу где не было печи – «по-черному». Печь любили все - она грела дом, кормила. Главным углом крестьянского дома был красный угол – где висела особая полочка с иконами. Мебель в избе была нехитрая – стол, лавки, сундуки в которых хранили добро.
Хозяйство русского крестьянина невозможно представить без скота. Даже у бедняков была лошадь, две-три коровы, овцы и свиньи. Скотина давала много полезных продуктов. Мясо, масло, молоко, творог, - который в то время называли сыром. Овца давала шерсть – из нее делали носки, варежки. Крестьянин заботливо ухаживал за скотиной. Самым главным работником крестьянского хозяйства была лошадь. Она работала и летом и зимой.
На крестьянском дворе занимались и ремеслами. Крестьянин считался мастером на все руки: плел лукошки, короба и лапти , выстругивал посуду и домашнюю утварь. Лапти представляли из себя башмаки, которые плели из узких полос коры и повязывали веревками. Всю одежду крестьяне изготовляли дома. Она так и называлась – домотканая. Изготовляли ее из льняных нитей, которые хозяйка пряла вручную с помощью веретена .
В хозяйстве крестьянина все обязанности были распределены. Мужчины занимались работой в поле, ремеслами, охотой. Женщины вели домашнее хозяйство, ухаживали за скотом. Огородом, занимались рукоделием.
Русские крестьяне были чуткими к чужой беде. Живя общиной, они очень хорошо знали, что такое взаимопомощь и взаимовыручка. Крестьяне были милосердны – старались помочь слабому, нищему.
Задание классу:
Что значит пословица – «Лаптем щи хлебать»?
Лапти, единственно доступная обувь для крестьян, а щи – самая простая еда. Про человека, который не мог заработать себе на сапоги и более изысканную еду, говорили, что он «лаптем щи хлебает», то есть живет в страшной нищете.
В) Одежда крестьян была удобна и нарядная. Ее изготовляли из ткани, которую хозяйка дома сама изготовила. Если хотели получить цветную ткань. то пользовались растительными красителями – корой, листьями, цветами. Русские рубахи были широкими и длинными, почти до колен. Под мышками выкраивались ластовицы. По вороту и краям рубахи вышивали узоры, которые оберегали человека от сглаза и нечистой силы.
Рубахи обычно подпоясывались тоненькими поясками и носили поверх портов. Основным видом древней одежды был кафтан длинной до колен. Разновидностью кафтана был армяк – дорожная одежда. Кроме кафтанов носили поддевку – одежду с запахом. Еще один вид верхней одежды – зипун, их надевали в ненастье или в дорогу.
Крестьянки были одеты в рубахи, сарафаны, поневы (одежда типа юбки завязывавшейся у пояса. На голове девушка носила повязку в виде ленты. Замужние женщины тщательно убирали волос под кокошники. На плечи накидывали душегреи – широкие и короткие кофты без рукавов.
Задание классу:
- Подпишите названия одежды, представленной на рисунках. (см.презентацию)
- У доски вы видите предметы крестьянского быта из школьного музея. Ваша задача показать и правильно назвать предмет. (поочереди выходят ученики из каждой команды показывают и называют предмет крестьянского быта)
- Подпишите под каждым рисунком название крестьянской утвари. (см.презентацию)
2 раздел устного журнала «Жизнь и быт бояр, знатных горожан».
Слово учителя – города появились много веков тому назад. В те времена поселки строили на берегу рек. Вот с таких маленьких поселков и начиналась история городов.
Выступления 2х учеников.
А) дома бояр и знатных горожан
Б) одежда бояр и знатных горожан
А) Вокруг поселения строили ограду. За ней урывались жители во время нападения. В нашем городе есть правитель – князь или его наместник – посадник. В центре города находилась церковь. Здесь и решались все главные дела. Позже в городе появился кремль, – за стеной которого жили князь, знатные люди, там хранили оружие и судили горожан. Каждый день горожан будил колокольный звон, который доносился из кремля – центра города. В центре города располагалась соборная площадь. В кремле стояла и деревянная изба, где размещалась тюрьма.
Знатные горожане возводили дома в несколько этажей, чаще всего трехэтажные. Хоромы – так назывались богатые дома – имели сказочный вид. Украшались резьбой и фигурками. Двор занимал большую площадь. Здесь размещался сад, огород, хозяйственные постройки, мастерские и дом хозяина. Дом состоял из подклети , где размещались кладовые, на втором этаже покои хозяина, столовая и др. помещения. Хозяйка с детьми жила на верхнем этаже – в тереме . В доме всегда была печь с трубой, а печь украшали плитками из глины – изразцами .
День в старину начинался рано, еще до зари. Первой вставала хозяйка и отдавала распоряжения по хозяйству. Завтракать было не принято, семья собиралась в столовой часам к 12ти. В это время хозяин заканчивал свои дела, хозяйка успевала сделать свои дела по хозяйству. Перед обедом обязательно молились. После обеда в старину весь народ засыпал. После сна семья принималась за свои дела и так до 6 вечера. Наступление сумерек означало, что пора ложиться спать.
Б) Бояре богатые купцы носили широкие свободные одежды ярких цветов, шитые золотом и серебром. Воротники украшали драгоценными камнями. Широкие и длинные одежды назывались опашнями. Они были с очень длинными рукавами, которые завязывались на спине.
Богатые горожане очень любили шубы. Их надевали даже не холодное время года, чтобы показать свое богатство. А в жару к одежде прикреплялся соболий воротник. Шубы шили мехом внутрь, а сверху покрывали шелком. Меха и пуговицы стоили намного дороже самой одежды..
Непременной деталью был пояс - кушак. Им специально подпоясывались высоко под грудью, чтобы выпирал живот.
Горожанки носили еще более шикарные и нарядные одежды. Девушки носили венцы и ленты. Женщины убирали волосы под кику. Жены ремесленников, как и крестьянки, любили носить сарафаны, поверх одевали телогреи, а на голову кичку. Носили и платки – ширинки. Горожанки любили стеклянные и медные браслеты, перстни из дерева и кости.
На ногах богатые горожане и горожанки носили мягкие сапожки, а бедные – обувь из лыка.
Задание классу:
- Что означают эти слова? (изразцы, подклеть, терем, хоромы, кичка, кушак, опашни)
- Кто быстрей соберет пазл и назовет, к какому сословию принадлежит человек на пазле.
3 раздел устного журнала «Жизнь и быт ремесленников и купцов».
Рассказывают 2 ученика:
А) дома ремесленников
Б) основные занятия ремесленников и купцов
А) Дома ремесленников были одноэтажными и находились в городе на посаде – неукрепленная часть города, там проживали не только ремесленники, но и купцы, составлявшие большинство городского населения. Посад делился на слободы жителями, которых были представителями одной профессии. Улицы посада назывались по занятиям жителей – ремесленников – Калачная, Кузнецкая, Гончарная. Уж очень посад напоминал деревню. Каждый строил в старину как ему хотелось, поэтому дома нередко перегораживали улицу. Сами улицы были кривыми и грязными.
Ремесленники кормили и одевали горожан. Это были булочники, мясники, кожевники и прочие. Ремесленники очень гордились своими умениями – «Ремесленников много, а мастеров мало».
Б) Но город не был бы городом, если бы в нем не было – торга главной торговой площади. Многие города в старину начинались с гостиных дворов – там останавливались гости, располагались торговые ряды, дворы купцов со складами товаров. Горожане очень любили торг. Он располагался обычно неподалеку от стен кремля. В каждом ряду продавали определенные товары. Были лавки, где торговали иконами, книжные ряды. Дальше располагались ювелиры, в следующем ряду торговали рыбой. А во вшивом ряду продавали ношеную одежду, обувь и всякое старье. Не каждый человек покупал что – нибудь, но каждый спешил на торг, потому что именно здесь узнавали последние новости. Вот и выкликивались на торгу сообщения. Направляясь от торга по улицам в любую сторону, путешественники оказывались на посаде. Если жизнь городского ремесленника проходила в мастерской, то купец все время проводил на торгу. Особым спросом пользовались – перец, изюм, орехи, стеклянная посуда. Помимо товаров купцы привозили новости из разных городов.
Кроме ремесленников и купцов в городе жили ямщики – люди, которые держали лошадей для перевозки людей. Их дома стояли возле важнейших дорог ведущих из города. Также в городе жили и служилые люди – стрельцы, пушкари. Они несли службу по охране города, а в мирное время занимались торговлей и ремеслом.
Учитель - И ремесленник, и купец, и боярин – все горожане имели свой огород, поля и хлев с коровами, свиньями. Каждый горожанин, таким образом, занимался еще и крестьянским трудом, обеспечивая свою семью всем необходимым.
Задание классу.
- Знаете ли вы, откуда происходит выражение семь пятниц на неделе»?
Оказывается, пятница была в старину свободным от работы днем. Долгое время она была и одновременно и днем исполнения различных торговых обязательств. В пятницу брали деньги и давали обещание привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу же получали товар и обещали в следующую пятницу за него деньги. О нарушителях этих правил в старину говорили - «У него семь пятниц на неделе».
- Что такое слобода?
(Часть города, населённая ремесленниками сходных профессий, например, гончарная, кузнечная, кожевенная, стрелецкая)
Что такое вшивый ряд на рынке?
(торговый ряд, где продавали ношенные и старые вещи)
Кого называли ямщик?
(человек, который держал лошадей для перевозки людей)
Чем занимались стрельцы?
(в военное время охраняли город, в мирное занимались торговлей и ремеслом)
Закрепление изученного материала на уроке.
Ученикам для закрепления изученного материала деется задание:
1. Ответить на вопрос чем отличалась жизнь крестьянина от городского жителя. Что было схожего?
2. В чем заключались особенности древнерусской одежды?
3. Ответить на вопрос – где, в городе или деревне, хотели бы жить ребята.
В конце урока учащиеся на смайликах отмечают, понравился им урок или нет.
Подведение итогов урока.
Учитель отмечает работу учащихся, называет победителей, выставляет оценки, благодарит за работу на уроке.