Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.
Содержание понятия ЭТИКА - это философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни
Содержание понятия ЭТИКА - это нормы поведения, мораль человека какого-либо класса,общественной или профессиональной группы (Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1988). Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения человека в обществе.
Содержание понятия МОРАЛЬ (от лат. «moralis» - нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни (семья, быт, наука, политика, труд и др.). Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т. е. в различные исторические эпохи у разных народов. Однако в морали должное не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью, фактическими нормами поведения людей.
Содержание понятия Специфика норм морали заключается в следующем: ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях, моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения отдельного человека.
Содержание понятия НРАВСТВЕННОСТЬ есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - это единство внешней и внутренней культуры личности, одним из составных элементов которой является ЭТИКЕТ. Категории морали и нравственности, безусловно, оказывают влияние (и порой существенное) на характер РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ.
Содержание понятия Большинство философов сегодня не поддерживают идею существования какой-то одной, единственно верной теории морали. Недостаточно понимать мораль как форму общественного сознания или особый механизм регулирования поведения людей, что она является особым духовно- практическим отношением человека к миру. Вместе с тем самые разные концепции морали при обращении к толкованию ценностей жизни оперируют общими понятиями добра и зла, долга и совести, справедливости, счастья и др.
Содержание понятия ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (мораль) есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии. Можно говорить о специфической нравственности врача, юриста, учителя и т. д. Конкретные проявления профессиональной нравственности изучает, анализирует профессиональная этика. Профессиональная нравственность и профессиональная этика помогают конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях подчас сложных, необычных.
Содержание понятия ЭТИКЕТ (от франц. etiquette - ярлык, этикетка) - установленный порядок поведения где-либо. Это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет совпадает с общими требованиями вежливости РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ - это порядок речевого поведения, установленный в данном обществе.
История вопроса Правила поведения людей изменялись с учетом условий жизни общества, конкретной социальной среды. Элементы этикетных норм поведения появились еще на ранних ступенях развития человеческого общества (например, определенные правила поведения рядового члена общества по отношению к вождю племени). Но большинство исследователей считают, что этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции: разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.
История вопроса Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые суждения по вопросам этики. «Отец» античной этики – Сократ. «Только моральный человек может быть счастлив» (абсолютизирует мораль, считая ее основой достойной жизни и культуры, различает счастье и наслаждение, ставит проблему свободы воли, определяет главные добродетели, подчеркивает значимость нравственного самосовершенствования личности). Платон - первая попытка систематизации этических идей, осуществленной на объективно- идеалистической основе. В рамках педагогической этики исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении. ;
История вопроса Демокрит говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения; Систематическое изложение этики как теоретической науки впервые осуществил Аристотель. Наука, которая изучает этические добродетели и исследует, какой характер и какой образ действий человека является наилучшим, была названа Аристотелем этикой (IV в. До н.э.) Ему принадлежит первый специальный этический труд «Никомахова этика». Он впервые построил глубокую теорию морали. Этика – это особая практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой – научить человека, как стать добродетельным (и счастливым). Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан..
История вопроса Аристотель считал воспитание делом государственной важности Выделяя этический аспект проблемы взаимоотношения личности и общества, Аристотель стремится найти пути их гармонического взаимодействия в разумном соотношении эгоистических потребностей, ориентации индивида на общественное благо – с одной стороны, и в содействии государства процветанию своих граждан – с другой. Социальная гармония не должна подавлять личных интересов. Нравственность человека, опирающаяся на разум и волю, приводит его цели, желания, потребности в соответствие с интересами государства. Основными категориями этического сознания являются добро и зло. Эти ключевые для нравственного сознания понятия, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности.
История вопроса но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессионально - этическом уровне – его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах.
История вопроса В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии в вопросах обучения. В эпоху Возрождения эти вопросы получили своё новое развитие – в трудах М.Монтеня (обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать душевные склонности ребёнка, не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником), Я.А.Коменского (акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критика формально-показного выполнения учительских обязанностей), Дж.Локка (уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя).
История вопроса Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Как полагал Ж.Ж.Руссо, учитель должен быть лишён человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. И.Г.Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие как Ф.В.Адольф Дистервег, более глубоко конкретизировали требования к учителю и критиковали изолированное от общества воспитание. В частности, Дистервег сформулировал чёткие требования к учителю (совершенное владение предметом, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.)
История вопроса В русский язык слово «этикет» вошло в XVIII столетии при Петре I, когда устанавливались широкие культурные и политические связи России с другими государствами. В это время создавались особые руководства по этикету для молодых людей, в них подробно указывалось, как следует вести себя в обществе. В 1717 г. была издана переводная книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В ней давались советы молодым дворянам, как, соблюдая этикет, добиться успеха при дворе и в свете. Основы же современного служебного этикета фактически были заложены«Генеральным регламентом» Петра I, где были заимствованы наиболее апробированные зарубежные этикетные нормы.
История вопроса Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами- демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической морали уделено у Добролюбова – он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей. В советское время разработкой проблем профессиональной этики занимался Сухомлинский. Им неоднократно подчёркивалось, что учение – это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми.
Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона - это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т. д. Вторая сторона - эстетическая - свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.
Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось весьма высоко в обществе. Знание норм этикета, умение следовать им в поведении и в речи свидетельствуют о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим понимается владение этикетной культурой, умение контролировать свои чувства, эмоции, управлять своей волей. К соблюдению этикетных норм относится проявление таких качеств, как вежливость, внимательность,тактичность,доброжелательность выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия.
Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральных отношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали, содержащую две составляющих: - теоретические исследования (теоретическая этика) - нормативные разработки (нормативная этика).
Теоретическая этика исследует: -происхождение и сущность морали, ее роль и место в обществе, функции, механизм действия; -ее основные компоненты (прежде всего моральное сознание и моральное поведение); -характер связи между ними, структуру моральных отношений и значение их для системы общественных отношений в целом; -содержание ценностных оснований морали (благо, добро, зло, смысл жизни, счастье); - разрабатывает шкалу моральности (идеал – добродетель – порок) и определяет ее критерии; -исследует реальный уровень моральности общества (нравственность) и влияющие на него факторы (в контакте с психологией и социологией)
Нормативная этика исследует: -стихийно складывающиеся представления морального сознания, которые отражают побуждения, входящие в моральную установку человека; - уточняет, систематизирует, конкретизирует их, трансформируя в определенные рекомендации; -разрабатывает пути совершенствования моральной практики общества; -занимается вопросом о том, как должен поступать человек.
В ХVII в. Рене Декарт отметил, что «этика предполагает полное знание других наук и есть последняя степень к высшей мудрости». Представление об этике как учении о морали, путях достижения общего блага и личного счастья сложилось в ХIХ в. В дальнейшем Гегель положил начало историческому пониманию нравственности. Он ввел в этическую теорию реальные проблемы семейной, государственной и гражданской жизни, наполнил ее богатым социальным содержанием. Цицерон отмечал: «Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды». Человеку от природы свойственны проявления эгоизма и альтруизма. Этика ставит перед собой задачу объяснить, почему альтруизм предпочтительнее эгоизма
Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.
Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.
Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п..
Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество. Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в определенной профессиональной сфере. Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей.
Педагогическая этика как научная дисциплина ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя. Специфика педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» - ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность.
Педагогическая этика как научная дисциплина Предметом педагогической этики являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога. Функции педагогической этики: эмпирико-описательная; теоретико-философская; нормативная.
Основные задачи педагогической этики: исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали, разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности, выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя, изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога, исследование характера нравственных отношений учителя с учащимися, разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога. педагогическая этика как научная дисциплина
К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.
Категории педагогической этики Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.
Категории педагогической этики Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.
Категории педагогической этики Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Категории педагогической этики Педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого- педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АВТОРИТЕТА ЯВЛЯЕТСЯ КРИТЕРИЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА 1. Формальный - обусловлен набором властных полномочий, прав дающихся постом. (обеспечивает 65% влияния руководителя на подчиненных) 2. Психологический а) моральный (зависит от нравственных качеств руководителя) - нравственный; - коммуникативный. б) функциональный - компетентность руководителя - его деловые качества - его отношение к своей профессиональной деятельности
Благодарю за внимание! Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: [Текст] учеб пособ. Изд-во «Новое знание» с. Лаврентьева Н.Б., Нечаева А.В. Педагогическая этика. [Текст] Барнаул: изд-во АлтГТУ, с
Закирова Татьяна Ивановна
доцент кафедры психологии и педагогики кандидат педагогических наук
Учебные вопросы
Этика в системе общественного сознания.
Мораль, ее функции, структура.
Место морали в профессиональной деятельности юриста
Профессиональная этика и ее основные категории
Этика (греч. ethika, от ethos – обычай, нравственный характер) – философская наука, объектом изучения которой является мораль.
Аристотель ввел в научный оборот понятие этики, обозначил круг проблем, которые должна решать этика
Аристотель (384-322 г.г. до н.э.)
Как должно поступать в тех или иных ситуациях?
Какова мера и оценка справедливости?
Что есть долг и почему его необходимо выполнять?
В чем смысл жизни?
Понятие морали
Мораль (лат. moralis - касающийся нравов) - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений
Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы , цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом , совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
Нравственные (моральные) ценности
это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов поведения.
Нравственные (моральные) регулятивы
это правила поведения, ориентированные на нравственные ценности. Каждый индивид осознанно или неосознанно выбирает в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Но в каждой стабильной культуре есть система общепризнанных нравственных регулятивов, обязательных для всех, это и есть нормы морали.
Теории происхождения морали
Социально-историческая концепция морали
источник происхождения морали в способности человека к совместной жизни и готовности к сопереживанию, сочувствию, стыду.
Эволюцнонно-генетическая теория (Конфуций,
Ч. Дарвин, К. Лоренц) происхождения морали строится на понимании морали как инстинкта, унаследованного от животных предков. Инстинкты, как борьба за выживание, материнский, стадный превратились в моральные качества (эгоизм, агрессивность, любовь, коллективизм)
Религиозно-теологическая концепция происхождения
морали связывает ее возникновение с именем Творца всего сущего, т.е. Бога. Люди получили квинтеэссенцию морали от посланцев Бога – пророков, т.е. Будды, Моисея, Христа и Магомета. В Библии и Коране зафиксированы основные рекомендации и запреты, которые должны строго соблюдаться
Сущность морали
институт, обуздывающий «животные инстинкты» человека;
удовлетворенность индивида своим поведением;
наикратчайший путь к обретению счастья;
инструмент сохранения порядка в обществе;
средство взаимопонимания и сплочения людей
условность, сковывающая личную инициативу и волю
Функции морали
Регулятивная функция морали проявляется в виде запретов и образцов, т.е. двух сторон должного поведения, определяющего границу между дозволенным и недозволенным, допустимым и недопустимым.
Ценностно-ориентирующая функция дает индивиду знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.
Познавательная функция
отражает общественное бытие, моральное сознание, показывает их нравственную ценность, а формирует убеждения, чувства, привычки, потребности, характер.Воспитательная функция морали не сводится к шаблону и формальному усвоению норм, принципов морали, она предполагает более глубокое и полное овладение ими.
ВОПРОСЫ: 1. Понятие этики 2. Принципы профессиональной деятельности адвокатов 3. Обязанности адвоката 4. Отношения адвоката с клиентами 5. Отношения адвоката с судом, другими участниками процесса 6. Отношения адвоката с органами управления, Комиссией по этике Адвокатуры в Кыргызской Республике
Этика (греч. ethiká, от ethikós касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos привычка, обыкновение, нрав) философская наука, единственным объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. 1. Понятие этики
Профессиональная этика адвоката К профессиональной этики адвоката относятся этические требования адвокатского сообщества, касающиеся адвоката как личности и достойного представителя адвокатуры, его уважительного отношения к закону и суду, взаимоотношений адвоката с клиентами, с коллегами, а также правоохранительными и иными органами власти и другими участниками процессов.
Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, основанные на нравственных критериях и традициях адвокатуры, а также на международных стандартах и правилах адвокатской профессии и предусмотренные Законом Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности».
1.Адвокат, как представитель клиента, официальное лицо правовой системы должен нести особую ответственность за качество юридической помощи. 2. Адвокат должен информировать клиента об имеющихся у него в соответствии с законом правах и обязанностях и как они реализуются на практике. 3. Адвокат должен активно отстаивать позицию клиента в соответствии с правилами состязательности процесса. 4. Адвокат должен стремиться к достижению благоприятного для клиента результата, а также к примирению противоположных интересов клиентов, давать оценку по делу клиента. 3. Обязанности адвоката
5. Адвокат, выполняя свои функции, должен поддерживать регулярную связь с клиентом и обсуждать с ним все вопросы, касающиеся его интересов по делу, хранить адвокатскую тайну. 6. Поведение адвоката при оказании юридической помощи должно соответствовать требованиям закона, морали и нравственности. 7. Адвокат должен добиваться улучшения отправления правосудия и качества юридической помощи, постоянно повышать уровень своих профессиональных знаний. 8. Каждый адвокат должен соблюдать Кодекс профессиональной этики адвокатов и содействовать соблюдению норм Кодекса другими адвокатами. 9. Адвокат не может находиться на государственной службе. Он вправе заниматься преподавательской, научной или иной творческой деятельностью.
Адвокат не вправе: 1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер; 2) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение. 3) занимать по делу позицию вопреки воле доверителя или подзащитного, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя или подзащитного; 4) разглашать сведения, сообщенные ему доверителем или подзащитным, в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя или подзащитного; 5) отказаться от принятой на себя защиты
Участвуя в судебном процессе, адвокат обязан строго соблюдать нормы, установленные процессуальными законами и подчиняться распоряжениям председательствующего. При этом обязательными требованиями к адвокату являются соблюдение процессуальных норм, уважения к суду и участникам процесса. 5. Отношения адвоката с судом, другими участниками процесса
При свидании с подзащитным, находящегося в местах их содержания, адвокат обязан соблюдать правила мест заключения, нормы, регулирующие порядок и условия общения с лицами, находящимися под стражей. Он не имеет права в местах заключения передавать кому- бы то ни было записки, вещи, продукты, запрещенные предметы, в обход установленных правил, равно как и принимать от кого бы то ни было, в том числе и для передачи другим лицам каких-либо письменных сообщений или других вещей, предметов.
Адвокат обязан подчиняться решениям Съезда, Общего собрания адвокатов, Совета адвокатов. При несогласии с их решениями он вправе обжаловать в установленном порядке. Адвокат обязан подчиняться решениям Съезда, Общего собрания адвокатов, Совета адвокатов. При несогласии с их решениями он вправе обжаловать в установленном порядке.
1 из 17
Презентация на тему: Адвокатская этика
№ слайда 1
№ слайда 2
Описание слайда:
№ слайда 3
Описание слайда:
« Мне кажется, что избежать фальши и сохранить честность и совесть адвокату так же трудно, вообще говоря, как и всякому человеку достигнуть райского состояния… Мерещится нелепейший парадокс, что адвокат и никогда не может действовать по совести, не может не играть своею совестью, если б даже и хотел не играть, что это уже такой обреченный на бессовестность человек…» Ф.М. Достоевский
№ слайда 4
Описание слайда:
Этика - наука о морали, учение о нормах морали и нравственности, сложившихся в обществе. Этика- более богатое понятие, чем мораль, как и любая наука по сравнению с изученным ею предметом. Мораль- представляет собой особую систему предписаний, правил поведения, регулирующих общественные отношения в соответствии со сложившимися в обществе критериями: - ДОБРА - ЗЛА - СПРАВЕДЛИВОСТИ - ЧЕСТНОСТИ - ДОБРОСОВЕСТНОСТИ - ПРАВДЫ - НЕПРАВДЫ В научном понимании термины « мораль » и « этика » не равнозначны.
№ слайда 5
Описание слайда:
Адвокатская этика представляет собой систему научно обоснованных представлений о морально- нравственных аспектах адвокатской деятельности и их оценок. В юридической литературе адвокатская этика определяется как составная часть науки об адвокатуре, ее относительно обособленный институт, а так же часть общей юридической этики(наряду, например, с судебной этикой, профессиональной этикой предпринимателя)
№ слайда 6
Описание слайда:
Задачи адвокатской этики: Поиск баланса между всеми категориями обязательств: - перед доверителем - перед судом и другими органами власти, с которыми адвокат вступает в контакт, будучи доверенным лицом доверителя или действуя от его имени - перед другими адвокатами - перед обществом, для членов которого существование свободной и независимой профессии наряду с соблюдением правовых норм выступает важнейшей гарантией защиты прав человека. Краеугольным камнем в системе построений этики адвоката является постулат о необходимости строгого соблюдения принципа законности в адвокатской деятельности, понимания того, что выполнение профессионального долга законными средствами и методами в конечном итоге приводит к выполнению адвокатами своего долга как гражданина. В результате долг профессиональный не вступает в противоречие с долгом гражданским.
№ слайда 7
Описание слайда:
Содержание адвокатской этики: Моральные принципы, которых должны придерживаться адвокаты в ходе осуществления адвокатской деятельности Нормы морали и нравственности, выражающиеся в определенных правилах, наполняющих принципы адвокатской этики содержанием и, конкретизирующих их Оценка полноты отражения в законодательстве об адвокатской деятельности и адвокатуре требований морали, мнения относительно соблюдения требований адвокатской этики в деятельности органов адвокатского сообщества, адвокатских образований и отдельных адвокатов, представления общества об институте адвокатуры в целом Методы воплощения в жизнь адвокатским сообществом нравственных требований, разрабатываемых адвокатской этикой, способы обеспечения выполнения адвокатами этических правил.
№ слайда 8
Описание слайда:
Значение адвокатской этики: Нормы и принципы адвокатской этики способствуют конкретизации имеющихся правовых норм, заполнению пробелов в правовом регулировании Дает толкование понятий: честь, достоинство и др. Играет огромную роль как усилитель регулятивного потенциала правовых норм нормы адвокатской этики способны предотвратить действия, которые невозможно исключить путем законодательного регулирования играет воспитательную роль. « Нравственное воспитание молодых специалистов … имеет не меньшее значение, чем вооружение их определенной суммой специальных знаний. Именно профессиональная этика в наибольшей степени способна помочь решению этой проблемы».
№ слайда 9
Описание слайда:
Основные принципы адвокатской этики. Принципы адвокатской этики представляют собой наиболее общие положения, относящиеся к правилам морально- этического характера, которыми должны руководствоваться адвокаты в своей профессиональной деятельности. Они являются основными ориентирами, в соответствии с которыми адвокат должен вырабатывать правила поведения в своей деятельности. Наиболее важные принципы адвокатской деятельности
№ слайда 10
Описание слайда:
№ слайда 11
Описание слайда:
Честность. Честность. Является основополагающим началом профессиональной деятельности адвоката при построении отношений с доверителем, коллегами. Представляет собой моральную категорию, характеризующую особое отношение человека к самому себе, его способность давать внутреннюю оценку своему поведению, контролировать себя, способность к самоограничению в своих действиях в той или иной ситуации. « если в слоге – весь человек, то в честности – весь адвокат… Можно даже утверждать, что в ней заключаются все качества, необходимые адвокату: назначение его – убеждать, а убедить может только честный человек». Молло.
№ слайда 12
Описание слайда:
Добросовестность. Добросовестность. Адвокат должен оказывать юридическую помощь « на совесть», т.е. использовать все законные средства и методы, необходимые и достаточные для скорейшего достижения желаемого результата Адвокат должен максимально применить весь свой профессиональный опыт, квалификацию, способности, учесть все обстоятельства, чтоб быть готовым обеспечить наиболее полную защиту интересов своего доверителя. Должен предусмотреть все будущие последствия свои действий по оказанию юридической помощи.
№ слайда 13
Описание слайда:
№ слайда 14
Описание слайда:
1. Правила поведения с доверителем Обеспечить полное и квалифицированное представление законных интересов своего доверителя Осуществлять независимое консультирование, давать рекомендации, действуя строго в интересах своего доверителя Информировать доверителя о ходе дела, давать разъяснения в объеме, необходимом для того, чтобы доверитель не обладающий правовыми знаниями, мог принять обдуманное решение. Адвокат не должен заискивать перед доверителем Должен быть пунктуальным и проявлять в работе разумную оперативность, всемерно избегать затягивание дела Не должен давать никаких гарантий Не должен раскрывать информацию, относящуюся к представлению доверителя Не вправе изменять позицию защиты, которую он согласовал с доверителем Размер гонорара должен быть разумным, т.е. учитывать в его определении сложность дела, временные рамки, длительность процесса, материальное положение клиента, свою репутацию. Не должен принимать поручение на оказание юридической помощи, если оно противоречит принципам независимости, добросовестности, честности.
№ слайда 15
Описание слайда:
2. Правила поведения с коллегами. Взаимоотношения должны строится на основе понимания адвокатом необходимости подчинятся законным решениям и правилам, - на принципах взаимного уважения, внимания к проблемам и трудностям других. Большую роль играет умение адвокатов создать и поддерживать здоровый психологический климат в коллективе, способствующий продуктивной работе. Адвокат не должен допускать пренебрежительного отношения к работе коллег Не вправе высказывать негативную оценку личности или профессиональных качеств свои коллег ни в беседах с доверителями, ни в публичных выступлениях, ни в ходе судебного разбирательства Адвокат всегда должен быть готов прийти на помощь коллеге в трудном для него деле, тактично, без н помочь разобраться в запутанной в правовом или этическом плане ситуации. Своевременно дать совет или показать пример молодым адвокатам, не имеющим достаточного опыта адвокатской деятельности.
№ слайда 16
Описание слайда:
3. Правила поведения с государственными органами. Взаимоотношения должны строится на принципах уважения и признания общественной пользы их деятельности Адвокат должен пользоваться своими правами(собирать сведения, истребовать справки…) добросовестно, не перегружая органы неосновательными и излишними запросами, ходатайствами. Отношения должны быть вежливыми и корректными Представлять соответствующие документы (ордер, удостоверение) Использовать соответствующую лексику Не нарушать правила внутреннего трудового распорядка Не должен воздействовать на судью, прокурора с помощью средств, запрещенных законом. Недопустимы пререкания адвоката с судом Непозволительны оскорбления или нетактичные высказывания в адрес участников процесса
№ слайда 17
Описание слайда:
Вывод Соблюдение этических правил гарантируется совокупностью организационных и корпоративных мер, установленных Правилами профессиональной этики. Вновь принятые адвокаты должны быть ознакомлены с Правилами, обязаны изучить их и реализовывать в практической деятельности. Воспитательной работе адвокатуре, устранению негативных явлений в организации и осуществлении адвокатской деятельности призван способствовать Кодекс профессиональной этики адвоката, изданный в соответствии со ст. 7 Федерального закона « Об адвокатской деятельности и адвокатуре», принятый Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года, посвященный различным правилам адвокатской этики.
Слайд 2
Кодекс чести судьи Российской Федерации Одобрен II Всероссийским съездом судей и принят Советом судей Российской Федерации 21 октября 1993 г. Кодекс устанавливает правила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи Российской Федерации независимо от занимаемой должности, а также для судей, находящихся в отставке, но сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу.
Слайд 3
Кодекс чести судьи – кодекс профессиональной судейской этики, имеющий своеобразную природу. Принят он после его обсуждения судьями и органами судейского сообщества. Кодекс опирается на закон, так как конкретизирует и развивает требования к судье, содержащиеся в Законе о статусе судей в Российской Федерации. Но, кроме того, он содержит положения чисто нравственного свойства и регулирует нравственную деятельность судьи как при исполнении профессиональных функций, так и во внеслужебной деятельности.
Слайд 4
Кодекс чести судьи Российской Федерации исходит из признания высокого авторитета нравственных норм, их обязательности наряду с правовыми нормами. Судьи обязаны руководствоваться общепринятыми нормами нравственности и правилами поведения "наряду с Конституцией и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации". В этой формуле находит свое отражение неразрывная связь права и нравственности, регулирующих жизнь и деятельность людей юридической профессии. Статья 1
Слайд 5
Положения Статья 1 Кодекса чести судей
Выполнение обязанностей по осуществлению правосудия должно иметь для судьи приоритетное значение над иными занятиями. Судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Он не вправе причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц. Судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб его репутации и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.
Слайд 6
В соответствии с ст.2 Кодекс обязывает судью бытьбеспристрастным, не допуская влияния на свою профессиональную деятельность "кого бы то нибыло, в том числе своих родственников, друзей и знакомых". Судья должен избегать всего, что может умалить авторитет судебной власти. Он не вправе причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц. Судья должен проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства и другим лицам, с которыми он общается при исполнении служебных обязанностей. Этого же судья должен требовать от работников аппарата суда.
Слайд 7
Судья обязан поддерживать свою квалификацию на высоком уровне. Судья обязан хранить профессиональную тайну в отношении информации, полученной в ходе исполнения своих обязанностей. Судья не вправе делать публичных заявлений, комментариев, выступлений в прессе по делам, находящимся в производстве суда, до вступления в силу постановлений, принятых по ним. Судья не вправе публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомнению постановления судов, вступивших в законную силу, и действия своих коллег.
Слайд 8
Ст. 3 характеризует внеслужебную деятельность судьи: Внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его объективности, справедливости и неподкупности. Судья вправе заниматься любым видом деятельности, если это не противоречит требованиям Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации” и кодекса чести судей. Судья может участвовать в публичных заседаниях или контактировать иным образом с органами законодательной и исполнительной власти или их должностными лицами по вопросам, касающимся права, правовой системы или осуществления правосудия. Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или другим способом, публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер. Судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб его репутации, затронуть его честь и достоинство. Судья должен воздерживаться от финансовых и деловых связей, которые способны нарушить его беспристрастность, помешать ему должным образом исполнять свои обязанности.