Окончив институт, все вы окажетесь в роли продавцов. Правда, товар, который вы будете предлагать к продаже, будет особого рода - это ваша способность трудиться. Именно ее вы будете продавать всю жизнь, стараясь получить как можно большую цену.
Рынок труда - совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги.
Таким образом, рынок труда соединяет людей, желающих продать свои трудовые услуги, и организации, которые хотят эти услуги купить для осуществления своей деятельности. Последние обычно обозначаются терминами «работодатели» или «наниматели».
Прежде всего, отметим, что продаваемый здесь товар - трудовые услуги:
1) крайне разнообразен (трудовые услуги официанта и трудовые услуги банкира весьма различны между собой);
2) не существует отдельно от людей, которые оказывают эти услуги.
Особенности функционирования рынка труда :
1) спрос здесь предъявляется не на трудовые услуги вообще, а на услуги определенного типа и сложности (например, не на услуги шоферов вообще, а на услуги водителей автобусов с определенным уровнем квалификации и опыта);
2) наряду с общенациональным существуют местные рынки труда (например, рынок труда Ивановской области или рынок труда Краснодарского края), на которых соотношения спроса на трудовые услуги одного и того же типа и их предложения могут существенно различаться;
3) предложение трудовых услуг может варьироваться в силу того, что люди способны менять профессию, овладевая иной квалификацией.
Ставка заработной платы - денежная сумма, выплачиваемая работнику за трудовые услуги, оказанные им в течение определенного периода времени (часа, смены или месяца) или необходимые для выполнения определенного объема работы (например, изготовление одной детали).
Производность спроса на рынке труда определяет зависимость ситуации на нем от положения дел на товарных рынках, т. е. задает рамки, в которых здесь может развиваться рыночный торг. Производный спрос - спрос на факторы производства, порождаемый необходимостью их использования для производства товаров и услуг.
Заработная плата работника не может быть выше суммы, которую можно выручить на рынке за произведенную им продукцию.
Величина заработной платы, как правило, не может расти быстрее, чем производительность труда, за который ее платят.
Основной стимул к трудовой деятельности - та плата, которую за нее можно получить. Именно неизбежность траты своих сил и времени ради получения заработной платы (без которой своих потребностей не удовлетворить) побуждает человека отказываться от праздности и наниматься на работу. И чем выше эта плата, тем охотнее человек берется за труд. Какую же цену выбора мы платим, когда идем работать? Цена эта измеряется тем свободным временем, которое мы могли бы использовать для занятий тем, что нам приятно, но которое теперь вынуждены отдавать работе. Другой фактор, который ослабляет интерес людей к труду, - это тягость самих обязанностей, которые надо выполнять за плату. Чем более утомителен тот или иной вид работы, чем больше сил он отнимает у человека, тем большую плату люди за него потребуют. Наконец, на предложение труда влияет сложность обязанностей, которые надо выполнить успешно, чтобы твои трудовые усилия были оплачены.
Различия в оплате труда определяются четырьмя главными факторами:
1) сложностью труда. Человеческий капитал - знания и навыки, накопленные человеком в результате обучения и предыдущей трудовой деятельности и влияющие на возможность его трудоустройства и уровень получаемой зарплаты.
2) тягостью труда.
3) ограниченностью талантов.
4) степенью риска, с которой связана та или иная работа.
Прожиточный минимум - сумма денег, необходимая для приобретения человеком объема продуктов питания не ниже физиологических норм, а также удовлетворения на минимально необходимом уровне его потребностей в одежде, обуви, жилье, транспортных услугах, предметах санитарии и гигиены.
Трудовой контракт - соглашение о содержании и условиях труда, а также о размере его оплаты и иных взаимных обязательствах работодателя и наемного работника, достигаемое ими в результате индивидуальных переговоров.
Заработная плата. Наиболее традиционные формы заработной платы - повременная и сдельная.
При повременной оплате работник получает деньги за выполнение своих обязанностей в течение определенного времени. И размер оплаты растет прямо пропорционально этому времени. Применяется такая система там, где трудно или невозможно измерить результат трудовой деятельности количественно (так оплачивается труд государственных чиновников, врачей, ученых и т. д.)
При сдельной оплате труда работник получает определенную сумму денег за каждое вышедшее из его рук изделие или за каждую выполненную им производственную операцию. Чем больше он сделал, тем выше сумма, которая ему выплачивается. Эти системы просты и потому удобны, что и обусловило их широкое распространение во многих странах мира.
Однако сегодня все большее применение в развитых странах получают новые методы определения размеров оплаты труда. Они ставят значительную долю заработка в зависимость от успехов и доходов фирмы в целом. Эти новые формы оплаты труда тесно связаны со стремлением руководителей фирм как можно сильнее заинтересовать работника в успехе всего предприятия в целом.
Участие в успехе. Так можно сформулировать главную мысль, лежащую в основе наиболее современных методов стимулирования труда наемных работников. Как утверждают психологи, большинству людей мало только растущего достатка. Человек хочет принимать активное участие в управлении предприятием, хочет ощутить себя совладельцем, хочет, чтобы к его мнению прислушивались и чтобы он пользовался уважением окружающих. Такая психологическая окраска трудовых отношений оказалась очень важным резервом повышения производительности труда и качества продукции. Естественно, предприниматели и руководители предприятий многих развитых стран мира немедленно взяли ее на вооружение. Особенно преуспела в этом Япония. Но и другие страны стараются не отставать от Страны восходящего солнца во внедрении систем «участия в успехе». Сегодня наиболее широко распространены методы, обеспечивающие участие работников в распределении прибылей компании. Но появились и более совершенные формы стимулирования. Они основаны на том, что наемные работники становятся совладельцами предприятий, на которых они работают. Во многих странах законы даже создают льготы для компаний, позволяющих рабочим стать их совладельцами. Например, в автомобильной компании «Крайслер» каждый рабочий владеет частью капитала этой компании на сумму почти 6 тыс. долл. Миллионами долларов измеряются и те доли собственности, которыми владеют в знаменитой компьютерной фирме «Майкрософт» ее лучшие программисты. Надо ли удивляться, что они работают на «свою» фирму столь усердно и это - наряду с удачной коммерческой политикой - вывело ее в лидеры мирового рынка программного оснащения
Цена человека - его зарплата.
Английская пословица
Окончив институт, все вы окажетесь в роли продавцов. Правда, товар, который вы будете предлагать к продаже, будет особого рода - это ваша способность трудиться. Именно ее вы будете продавать всю жизнь, стараясь получить как можно большую цену.
Для того чтобы не прогадать в таком торге, вам стоит теперь познакомиться с одним из главнейших рынков ресурсов (факторов) производства - рынком труда.
Экономическая природа рынка труда
В гл. 1 мы выяснили, что на рынке труда продают и покупают трудовые услуги, связанные с использованием умственных и физических способностей людей, а также их навыков и опыта для производства экономических благ. Роль рынка труда в экономике каждой страны чрезвычайно велика в силу того, что подавляющее большинство людей в любой стране получают доходы именно благодаря ему, продавая свой труд.
Рынок труда - совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги.
Таким образом, рынок труда соединяет людей, желающих продать свои трудовые услуги, и организации, которые хотят эти услуги купить для осуществления своей деятельности. Последние обычно обозначаются терминами «работодатели» или «наниматели».
Круг продавцов на рынке труда чрезвычайно широк. В него входят и шахтер, нанимающийся для добычи угля под землей, и рок- певец, подписывающий договор на проведение концертов в лучших залах страны, и ученый, получающий деньги для проведения нужных заказчику исследований, и министр, которому государство платит жалованье за руководство определенной сферой деятельности.
Все они предлагают на рынке труда свои трудовые услуги в надежде получить место работы, где за использование этих услуг им будут платить. Но успешность продаж у всех различна: кто-то находит место без проблем, а кто-то месяцами мается без работы, кто- то получает за свой труд доходы, позволяющие жить в роскоши, а кому-то едва хватает заработков, чтобы прокормить семью. В причинах таких различий мы и будем разбираться, анализируя работу рынка труда.
Прежде всего отметим, что продаваемый здесь товар - трудовые услуги - крайне разнообразен (трудовые услуги официанта и трудовые услуги банкира весьма различны между собой), и не существует отдельно от людей, которые оказывают эти услуги.
Это придает функционированию рынка труда несколько существенных особенностей:
- спрос здесь предъявляется не на трудовые услуги вообще, а на услуги определенного типа и сложности (например, не на услуги шоферов вообще, а на услуги водителей автобусов с определенным уровнем квалификации и опыта);
- наряду с общенациональным существуют местные рынки труда (например, рынок труда Ивановской области или рынок труда Краснодарского края), на которых соотношения спроса на трудовые услуги одного и того же типа и их предложения могут существенно различаться;
- предложение трудовых услуг может варьироваться в силу того, что люди способны менять профессию, овладевая иной квалификацией.
Развитие событий на рынке труда тесно связано с тем, как ведет себя рабочая сила, выступающая на нем продавцом. Под рабочей силой в данном случае мы понимаем всех людей трудоспособного возраста, которые могут и желают продать свои трудовые услуги.
Например, рынок труда балансируется тем легче, а хозяйство любой страны развивается, как правило, тем лучше, чем больше мобильность рабочей силы, имеющейся в этой стране. Мобильность рабочей силы бывает двух видов:
- 1) профессиональная;
- 2) территориальная.
Под профессиональной мобильностью рабочей силы понимается способность человека овладевать разными профессиями и переучиваться в течение жизни. Естественно, человек делает такой шаг только в том случае, если его принуждают обстоятельства или ему это выгодно.
И в промышленно развитых странах не редкость, когда меняют профессии даже люди с высшим образованием. Они снова садятся на студенческие скамьи и приобретают новые профессии, которые сулят более выгодные условия труда. Аналогичная ситуация сложилась и в России. Например, в 1992-1993 гг. у нас вдруг возник бум бухгалтерских курсов. Туда пошли переучиваться массы работников научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и различных государственных контор. Они надеялись найти работу в коммерческих организациях и получить более высокий заработок, чем на прежнем месте работы (и многим это удалось).
Под территориальной мобильностью рабочей силы мы понимаем способность и готовность людей менять место жительства ради получения работы.
Например, американские рабочие и служащие за свою жизнь меняют место работы 10 и более раз, из-за чего средний срок работы на одном месте сократился в США до 3,6 года.
И дело тут не в каком-то особенном, «непоседливом» характере американцев. В любой стране мира большинство наемных работников постоянно «оглядываются по сторонам» в поисках места, где за такую же работу платят получше. И если находят соответствующее место, то немедленно делают попытку перейти работать туда.
Такое рациональное поведение присуще людям всех стран - даже японцам, воспитанным на традиции пожизненного найма, при котором рост зарплаты находится в прямой зависимости от стажа работы. Но вот однажды в Японии возникла нехватка рабочих рук и появилась возможность получить более высокую зарплату в других фирмах. И жители Страны восходящего солнца повели себя точно так же, как американцы. В 1989 г. со старой работы ушли почти 3 млн японцев, а опросы показывали, что готовы были к переходу 41 % мужчин в возрасте от 20 до 29 лет.
Познакомившись с тем, что продается на рынке труда, и с особенностями поведения продавцов, перейдем к тому, как работает рынок труда и как на нем формируется рыночная цена трудовых услуг - ставка заработной платы.
Ставка заработной платы - денежная сумма, выплачиваемая работнику за трудовые услуги, оказанные им в течение определенного времени (часа, смены или месяца) или необходимые для выполнения определенного объема работы (например, изготовление одной детали).
Современный рынок труда характеризуется отсутствием однозначной определённости и гарантированности занятости. Переориентация производства, смена направлений деятельности, изменение содержания деятельности, появление новых профессий и специальностей влечёт за собой необходимость повышения квалификации, переопределения и смены профессии.
Молодой человек должен научиться правильно вести себя на рынке труда, понимать, как продвигать свои достоинства и возможности, и не бояться этого.
Что такое рынок труда? В самом общем виде можно сказать, что рынок - это место встречи спроса и предложения. Важнейшим условием сбалансированности рынка является согласование потребностей и интересов продавцов и покупателей.
Рынок труда - система способов, общественных механизмов и организаций, позволяющая продавцам (ищущим работу) найти работу, а покупателям (работодателям) найти работников для ведения производственно-коммерческой деятельности.
Продавцами на рынке труда могут быть любые люди, ищущие работу: студенты, выпускники профессиональных учебных заведений, любой человек, желающий сменить место работы, т.е. это могут быть люди как имеющие, так и не имеющие работу.
Покупатели (работодатели) при наличии свободных мест имеют спрос на определённого работника. Они заявляют об этом в службу занятости, другие государственные и негосударственные организации по найму и подбору персонала. И они, в свою очередь, выступают как посредники на рынке труда между людьми, ищущими работу (предложением), и работодателями с их потребностями в работниках (спросом).
Принимая решение о выборе профессии, месте работы, выстраивании профессиональной карьеры, человеку необходимо учитывать, каков спрос на специалистов, на те или иные услуги, товары и как он может измениться в будущем, т.е. знать ситуацию на рынке труда и рынке профессий в данный момент и предполагать её расклад в будущем.
Внутри рынка труда существует рынок профессий
1.3.2.Что таков рынок профессий?
Во всём мире на рынке труда функционирует множество рынков профессий, например, бухгалтеров, водителей и т.д.; В этой ситуации продавцы - люди, имеющие одинаковую профессию, предлагают свой труд покупателю с разными условиями и возможностями найма. Таким образом, можно сказать, что рынок профессий - это купля-продажа конкретного вида труда, когда свой труд предлагают продавцы (ищущие работу), имеющие одинаковую профессию.
Как показывают исследования, сегодня уже не востребованы «узкие» специалисты. Современный рынок труда всё чаще требует работников, освоивших несколько профессий и специальностей. Кроме того, работодатели отмечают хорошее владение не только специальными, но и ключевыми компетенциями, необходимыми для эффективного взаимодействия с коллегами по работе, проявляющимися в способности адаптироваться к технологическим, организационным изменениям производства, готовности к непрерывному самообразованию и т.д.
Если характеризовать все профессии и специальности с точки зрения гарантии трудоустройства, то можно выделить следующие типы профессий, вероятность трудоустройства по которым достаточно велика:
«вечные» профессии и специальности, обслуживающие основные потребности человека, которые никогда не исчезают (врач, земледелец, строитель, парикмахер и т.д.);
«сквозные» (распространённые), по которым рабочие места, должности есть практически на каждом предприятии, в любом учреждении, в любом районе (электромонтёр, слесарь, секретарь и т.д.);
«дефицитные» (на данный момент и в ближайшее будущее), спрос на которые на рынке труда не удовлетворён;
«перспективные», т.е. те профессии и специальности, спрос на которые будет возрастать;
«свободные», т.е. те профессии и специальности, которые можно реализовать в режиме самозанятости независимо от экономической конъюнктуры. Кроме того, эти профессии не требуют наличия дорогостоящего оборудования, крупных материальных затрат (портной, художник, столяр, продавец, дизайнер интерьера и т.д.).
Конкурентоспособность профессии и специальности повышается, если она одновременно относится к нескольким из перечисленных типов.
Спрос на специалистов различных профессий меняется в соответствии с изменениями в экономике. Поэтому в ситуации планирования профессиональной карьеры молодым людям важно знать состояние российского и регионального рынков труда. Так, в Самарской области к 2008 году, по оценкам специалистов, наиболее востребованными останутся выпускники учреждений начального профессионального образования.
1.3.3.Кто является успешным на рынке труда?
Среди ваших знакомых наверняка есть люди, которых можно назвать успешными. Что это за люди?
Упражнение 1.
Составьте «портрет» успешного на рьнке труда человека .
Вспомните среди ваших знакомых, друзей, близких несколько человек, ко-
торые являются успешными на рынке труда. Попробуйте выделить характеристики, которые позволяют им быть такими. Включите в это описание необходимые, по вашему мнению, знания, умения, навыки, деловые и личностные качества.
Успешный на рынке труда человек обладает следующими характеристиками:
Исследователи изучали отношение работодателей к выпускникам профессиональных учебных заведений, то есть к тем, кто заканчивает или только что закончил обучение. Оказалось, что разные работодатели делят выпускников на разные категории:
Нашедшие работу - не нашедшие работу;
Работающие по своей специальности - работающие не по своей специальности - неработающие;
Энтузиасты - просто работающие;
Уверенные в своих силах - неуверенные;
Справляющиеся со своими обязанностями - не справляющиеся со своими обязанностями.
В итоге, «портрет» успешного выпускника, по мнению работодателей, включает такие характеристики:
Способность к пониманию,
Здоровье,
Активность,
Уверенность в себе,
Креативность (как способность к творчеству),
Хорошая социальная адаптация,
Интерес к современной технике и технологиям.
Думаем, вы заметили, что такие качества, как активность, уверенность, самостоятельность, творчество, присутствуют в обоих списках (составленным вами и работодателями). Это не случайно - современный рынок требует активной позиции, без неё невозможно достичь успеха.
Упражнение 2.
Если вам хочется узнать, насколько активна ваша позиция на рынке труда, предлагаем оценить ряд утверждений.
Если вы согласны с соответствующим утверждением, то поставьте знак «+» рядом с его номером.
Тест «Насколько активна ваша позиция на рынке труда?»
1. Хорошо знаю свои цели и желания.
2. Изучил себя, знаю, на что способен.
3. Умею ориентироваться в потоке информации и самостоятельно добывать необходимые сведения.
4. Верю в себя, в возможность достижения успеха в намеченных делах.
5. Считаю, что имею право на выбор в любой конкурсной ситуации - не только меня выбирают, но и я выбираю.
6. Умею общаться с другими людьми и использовать их помощь, делать их союзниками при реализации своих планов.
7. Умею извлекать пользу из ошибок, учиться на своём опыте и на опыте других людей.
8. Сталкиваясь с препятствием, ищу новые способы его обойти, ищу новые способы разрешения возникшего затруднения.
9. Ощущаю достаточно сил и энергии для реализации своих целей.
10. Выстраивая способы достижения основного варианта, обязательно продумываю запасной.
11. Стремлюсь к получению опыта, пробую себя в разных областях.
12. Непрерывно осмысливаю и корректирую свои действия в зависимости от полученных результатов.
13. Умею учитывать мнения других людей при выработке и реализации своих планов, не теряя своих позиций.
14. Владею навыками поведения в деловых ситуациях, умею договориться о встрече с нужными людьми, представить себя, рассказать о своих возможностях.
Обработка результатов
Подсчитайте количество плюсов, которое получилось в итоге. Если их 12-14, то ваша позиция очень активна. Если 8-11, то достаточно активна. Если вы поставили менее 6 плюсов, то имеет смысл серьёзно задуматься и, возможно, обратиться к психологу для консультации.
В любом случае следует помнить, что активная позиция предполагает самостоятельное, творческое, гибкое поведение, А активность позиции и успех зависят только от вас!
? Проверка усвоения материала
■ Задание 1 . Укажите стрелками соответствия между терминами и определениями.
■ Задание 2 . К какому типу профессий относится ваша профессия/ специальность? Докажите.
■ Задание 3 . Какие внешние факторы общей сферы повлияли на ваш выбор профессии? Прокомментируйте свой ответ.
■ Задание 4. Какие внешние факторы служебной сферы являются для вас приоритетными в построении карьеры? Объясните.
7.1. Выбор профессии и поиск работы - важные этапы социальной реализации человека.
7.1.1. Образование - основа профессионализации и социальная гарантия.
7.1.2. Учет склонностей, способностей при выборе профессии и работы.
7.1.3. Самомаркетинг.
7.3. Подготовка и представление информации о себе на рынке труда. Составление профессионального резюме.
7.4. Трудовая карьера: понятие, значение, виды, планирование и реализация.
7.5. Трудовой контракт: преимущества, структура, значение в социально-трудовых отношениях.
Термины и понятия.
Вопросы и задания для индивидуальной работы.
Литература для углубленного изучения темы.
В предыдущих главах мы изучали рынок труда и занятость с мак-роекономичного точки зрения как обобщенные, абстрактные социально-экономические явления. Вместе с тем, эти обобщенные макроэкономические явления имеют конкретное воплощение в конкретных действиях конкретных людей, прежде всего работодателей и наемных работников, включая и нас с вами. Мы должны знать законы регулирования занятости и рынка труда для того, чтобы эффективно использовать эти знания в конкретных действиях по формированию своего человеческого капитала, выбора профессии и поиска подходящей работы, планировании и реализации своей трудовой карьеры, заключении и выполнении трудовых соглашений и т. др., в целом - для успешной социально-трудовой реализации в своей жизни.
Материалы этой главы в первую очередь направлены на воспитание у студента навыков рационального поведения на внешнем и внутреннем рынке труда. После изучения их вы должны уметь определять свои профессиональные склонности и способности, правильно подавать информацию о себе на рынке труда, целенаправленно искать и находить подходящую работу, планировать и реализовывать свою трудовую карьеру, заключать трудовой контракт, осознанно добиваться реализации своих интересов в социально трудовых отношениях.
Выбор профессии и поиск работы - важные этапы социальной реализации человека
Образование - основа профессионализации! Социальная гарантия
С главы 4 вы уже хорошо знаете о большом значении образования и профессиональной подготовки в деле обеспечения высокого качества рабочей силы и конкурентоспособности работника на рынке труда. Вам известно также, что современные условия социально-экономического развития формируют новые требования к качеству рабочей силы, соответствие которым определяет конкурентоспособность работника на внешнем и внутреннем рынке труда.
Поскольку вы сейчас учитесь в вузе, то, несомненно, высоко оцениваете значение высшего образования для успеха в дальнейшей жизни (в противном случае вы не стали бы тратить время, силы и средства на инвестиции в человеческий капитал). Поэтому вы уже не только правильно оцениваете и понимаете важность получения высокого уровня образования, но и активно работаете в правильном направлении наращивания собственного человеческого капитала. Остается только определить значение образования как базы профессионализации и социальной гарантии.
Чем выше уровень образования у человека, чем больше он знает и чем лучше умеет учиться, тем быстрее (при прочих равных условиях) она может усвоить дополнительные профессиональные навыки, овладеть новой профессией, сориентироваться в изменении ситуации, принять правильное решение и т. П. То есть в современных быстроменяющихся экономических и технологических условиях высокий уровень образования означает прежде всего готовность людей к динамичному профессиональной жизни, что является основой конкурентоспособности. Это объясняет, почему мы называем образование базой профессионализации.
В то же время образование сейчас становится важной социальной гарантией. Не имея должного уровня образования, человек может вообще не найти подходящей работы, не реализоваться в профессиональной жизни. Чем выше уровень образования имеет человек, тем меньше у нее конкурентов на рынке труда, а значит - тем шире у нее выбор. Работник с высоким уровнем образования может претендовать на работу, которая требует высокой квалификации. Вместе с тем, он может согласиться временно и на простую работу, если его привлекают другие ее параметры (заработок, режим работы, местонахождение и тд). Человек же с невысоким уровнем образования может рассчитывать лишь на простую деквалификовану работу, которая нередко бывает тяжелой, вредной, опасной, неприятной и т. П. Иными словами, образование расширяет возможности выбора человека на рынке труда, повышает ее шансы на успешную трудовую реализацию и приличные трудовые доходы и уменьшает вероятность остаться без работы.
Таким образом, получение высокого уровня образования становится необходимым этапом успешной профессиональной реализации в современных условиях.
В связи с ограниченным преподаванием экономики в непрофильных школах преподаватели испытывают затруднение в подборе проверочного материала. Предлагаю ряд тестов для основной школы 7-8 класс, которые можно использовать на любом этапе урока как для проверки знаний, так и для их актуализации.
Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда» 8 класс. 5 вариантов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вариант 1.
1. Дайте определение «Рынок труда - это …»
2. Большинство людей не занимается предпринимательством, не содержит магазины, не имеет домашних мастерских, но тем не менее, успешно продают товар, которым обладает каждый. Что это за товар? Какова цена этого товара?
3. Сравните отношение к наемному труду в первобытнообщинном строе и при рабовладении. Что общее? В чем особенность?
4. Укажите, верны или нет приведенные ниже высказывания, выбрав ответы «да» и «нет»:
а) спрос на труд формируют фирмы,
б) профессиональный рост связан с возможностями человека менять место работы,
в) количество фирм не оказывает влияние на спрос рабочей силы,
г) чем выше зарплата, тем меньше предложение на рынке труда.
5. Из ниже перечисленных профессий выберите те, которым больше подходит повременная заработная плата:
а) заведующая аптекой,
б) врач скорой помощи,
в) столяр,
г) вахтер,
д) сварщик,
е) маляр,
ж) гардеробщик,
з) воспитатель детского сада.
6. «Участие в успехе» - главная составляющая, лежащая в основе современных механизмов стимулирования труда наемных рабочих. Какие способы этого «участия» вы можете назвать?
7. Как регулирует законодательство РФ величину заработной платы на рынке труда?
8. Борьба между работодателями и наемными рабочими за размер заработной платы ведется давно. Какими способами борется с наиболее настойчивыми работниками работодатель? При указании способа борьбы требуется его разъяснение.
9.Дайте определение «Забастовка - это …».
10. Рабочий имеет часовую ставку 2 рубля. Он работал первую неделю 40 часов, вторую - 40 часов, третью - 48 часов при нормальной продолжительности недели 40 часов. За сверхурочную работу рабочий получит 1,5 ставки зарплаты. Сколько составит величина его заработка?
Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда».
Вариант 2.
1.Дайте определение: «Заработная плата - это…»
2. Допустим, человек нашел для себя работу, соответствующую возможностям и уровню зарплаты. Какими дополнительными возможностями можно стимулировать наемных рабочих в повышении производительности труда и повышении заработной платы?
3.Сравните положение на рынке труда при рабовладельческом строе с порядками феодального общества. Что общего? В чем разница?
4. Укажите, верны или нет приведенные ниже высказывания, выбрав ответы «да» или «нет»:
5. Из ниже перечисленных выберите те профессии, для которых наиболее эффективной является сдельная заработная плата:
а) токарь,
б) учитель,
в) настройщик пианино,
г) библиотекарь,
д) портной ателье,
е) директор фирмы,
ж) сборщик фруктов,
з) разносчик газет.
6. Как изменился спрос на извозчиков с появлением метро? Почему это произошло?
7. Как законодательство РФ регулирует виды заработной платы на территории страны?
8. Борьба между работодателями и наемными работниками за размеры заработной платы ведутся очень давно. К каким способам прибегают наемные рабочие при отстаивании своих прав? При ответе необходимо разъяснение сути каждого способа.
9. Дайте определение: «Штрейкбрехеры - это…».
Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда».
Вариант 3.
1. Дайте определение: «Промышленная революция - это…»
2. Цена труда - заработная плата. Возможна ли такая ситуация на рынке труда, при которой люди будут соглашаться работать лишь за ту плату, которую работодатели платить откажутся? Поясните ситуацию на конкретном примере.
3. Сравните положение на рынке труда в феодальном обществе с новым временем в истории. Что общего? В чем разница?
4.Какая форма оплаты труда более всего подходит для оплаты труда:
а) машиниста электропоезда,
б) дирижера оркестра,
в) токаря,
г) сборщика фруктов,
д) библиотекаря,
е) продавца?
5. Укажите, верны или нет следующие утверждения, выбрав соответственно ответы «да» и «нет»:
а) различия в ставках заработной платы могут быть вызваны попыткой, уравнять различия в оплате труда,
б) престиж профессии не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на число ищущих работу,
в) различия в ставках зарплаты могут быть связаны с расовой дискриминацией,
г) изменение в технологии производства не оказывает влияния на спрос на труд.
6. Почему заработная плата работников одних и тех же профессий в крупных городах выше, чем в маленьких?
7. Почему предприниматели идут на заключение договоров с профсоюзами, несмотря на то, что повышать заработную плату своих рабочих им невыгодно?
8. Один из способов борьбы работодателей с попытками повысить заработную плату называется «контракт «желтой собаки». Объясните суть этого контракта.
9. Как законодательство РФ по труду регламентирует вопросы трудоустройства молодежи?
10.На графике представлены кривые предложений труда двух различных граждан. Определите, кто из них согласен на работу с менее выгодными условиями труда? Подумайте, что может быть причиной того, что люди соглашаются на менее выгодные условия работы?
Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда».
Вариант 4.
1. Дайте определение: «Сдельная оплата труда - это…»
2. Почему футболистам платят больше, чем фермерам и сталеварам, хотя хлеб и сталь важнее футбола?
3. Запишите свои доводы, продолжив предложения:
а) доводы сторонников высокого уровня зарплаты:…
б) доводы противников высокого уровня зарплаты:…
4.Сравните наемного рабочего со всеми категориями рабочей силы на протяжении веков: какие принципиальные отличия имеются у наемного рабочего начиная с периода нового времени? (назовите не менее 5 отличий)
5. Укажите, верны ли высказывания, соответственно используя ответы «да» или «нет»:
а) спрос на труд формирует государство,
б) количество фирм не оказывает влияния на спрос на рынке труда,
в) квалификация оказывает влияние на величину заработной платы,
г) чем выше территориальная мобильность, сем меньше предложение на рынке труда в целом.
6.Каждый человек обречен на старость и к труду он способен ограниченное число лет. В большинстве стран считают, что женщина после 60, а мужчина после 65 лет не могут выдерживать полной трудовой нагрузки. Вопрос: как они должны жить дальше? Как работает механизм защиты человека по старости лет? Как он связан с величиной заработной платы?
7. Выберите из ниже перечисленных профессии, которым подходит сдельная заработная плата:
а) мастер-наладчик станков и оборудования,
б) шофер,
в) пианист,
г) библиотекарь,
д) сборщик конвейерного цеха,
е) рабочий на стройке,
ж) мастер стройтреста,
з) ученый.
8. Дайте определение: «Локаут - это…»
9. Почему государство обязательно должно участвовать в подписании трудовых соглашений между работниками и работодателями?
10.Что такое «карьерограмма»? Какое отношение к рынку труда имеет этот документ?
Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда».
Вариант 5.
1. Дайте определение: «Повременная заработная плата - это…».
2. Чем можно объяснить больший уровень доходов предпринимателей по сравнению с уровнем заработной платы его наемного рабочего?
3. Перечислите и охарактеризуйте черты, свойственные наемному труду начиная с эпохи промышленной революции.
4. Виды оплаты труда учитывают разные дополнительные факторы влияния на величину заработной платы. Какие из них кажутся вам наиболее важными и почему? Ответ обоснуйте.
5.Укажите, верны или нет приведенные ниже высказывания, выбрав ответы «да» или «нет»:
а) предложение труда формируют фирмы,
б) квалификация оказывает влияние не только на величину зарплаты, но и на спрос на труд,
в) чем выше заработная плата, тем меньше спрос на труд,
г) рынок труда обеспечивает положение, при котором шахтеры получают одинаковую зарплату, независимо от того, в шахтах какого угольного бассейна они работают.
6. Из ниже перечисленных выберите те профессии, для которых наиболее эффективной является сдельная заработная плата:
а) токарь,
б) учитель,
в) настройщик пианино,
г) библиотекарь,
д) портной ателье,
е) директор фирмы,
ж) сборщик фруктов,
з) разносчик газет.
7. Могут ли профсоюзы влиять на размер заработной платы на предприятиях, где профсоюзные организации не созданы? Ответ обоснуйте.
8. Как вам кажется, какой экономический эффект дает «итальянская забастовка»?
9. Дайте определение «Интеллектуальный капитал - это…».
10. Рабочий обрабатывает детали двух видов. Обработка одной детали первого вида стоит 50 коп., а одной детали второго вида - 20 коп. За день рабочий обрабатывает 20 деталей первого вида и 100 деталей второго вида. После месяца работы (22 рабочих дня) рабочим получена премия в размере 10%. Найдите общий заработок рабочего.